Тел: +38 066 4001056  Email:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свет мой, зеркальце, скажи...

Автор: Dekalo в . Категория: Мои статьи

С давних времен люди наделяли зеркало некими магическими свойствами, включали в разного рода обряды, ритуалы, гадания, приписывали ему сверхъестественные силы. Во многих произведениях писатели и поэты наделяли зеркало символическим смыслом,  представляли его как переход в потусторонний мир, который манил и страшил. 

Да, действительно, глядя в зеркало мы можем  себе нравиться, либо отворачиваться от своего вида, который нас не удовлетворяет по каким-либо критериям, сравнивать себя с другими, критиковать себя или наоборот восхищаться. Это множественность качественных характеристик позволяет нам снова и снова находить себя «каким-то» в данный момент времени, тем самым обнаруживая свой индивидуальный мир.  Двойственность отношения к себе закладывается намного раньше, чем мы можем ее обнаружить.

Феномену зеркала надо отдать должное место в жизни человека, занимающее некую особенную функцию, наделенную определенными свойствами, влияющих на нас.  У каждого из нас есть свое зеркало, внутреннее зеркало, отображающее внешнее. И оно естественно формируется по-разному, превращаясь  во внутренний взгляд изнутри, т.е. все, что приходит извне, кажется, что приходит изнутри. Наш образ, впервые увиденный в зеркале, становится первым пространством, в которое мы окунаемся, дабы принять отзеркаленные представления о себе. В течении жизни наш внешний облик постепенно трансформируется, мы растем, меняемся, приобретаем новые черты и формы,  эмоциональную окраску, тем самым создавая некие слои своего представления о себе. Это очень немаловажный момент в становлении идентичности человека, которое дает перманентное  внутреннее ощущение себя, согласие со своим телом и образом, закладывается первичное  базовое «Я есть».

Как впервые ребенок себя узнает в зеркале, кого он там видит, кто этот Другой человечек, смотрящий на меня из зазеркалья? Это по существу первое одновременно и травматическое  знакомство с собой и  очаровывающее, пленяющее постижение себя, еще до конца непонятное и столь необходимое познание своего отражения. Жак Лакан  называет этот опыт знакомства  «стадия зеркала», которую ребенок проходит в возрасте примерно от 6 до 18 месяцев и  описывает это явление как фундаментальная стадия собирания своего образа. Несомненно,  визуального образа, который пробуждает  скопическое влечение и начинает формировать область воображаемого в психической структуре. На этой стадии происходит  отделение  взгляда от глаза, появляется внутренний взгляд на себя. А также та необходимая нам телесная сборка  целостного образа, выполняющего можно сказать ортопедическую функцию, дающую маленькому человечку  ту устойчивость и организованную подвижность своего тела. Тело как граница,  внутренние и внешние очертания приобретают более четкие формы. Франсуаза Дольто, работая с детьми, подчеркивает, что присутствие взрослого в этот момент очень важно, слова обвалакивают овнешняют тело ребенка. Родители, подводя ребенка к зеркалу, помогают ему обнаружить себя, говоря «Это твои ручки, твои ножки…», указывая на его существование как отдельного человечка, наделяют смыслом его отражение, говорят ему «какой он». В свою очередь, малыш как бы открывает для себя этот новый облик «Ах, вот какой я есть!», закладывается воображаемый монтаж себя «Каким я должен быть, чтобы меня любили?».

Во время обнаружения своего нового обличья происходит одновременно и отчуждение  от себя, провоцируя конфликт между собой и тем Другим в зеркале, которого я вижу.  Цитируя В.Мазина «Я никогда не обретает прав на собственное Я: свое Я – не своя собственность. Свой собственный образ сконструирован вне себя. Собственное Я отчуждено от себя. Так Нарцисс влюбился в свой собственный образ, приняв себя за другого, прекрасного юношу».  Но, думаю  широко известный миф о Нарциссе известен именно своим печальным концом, юноша умирает от невозможности обладать своим зеркальным отражением. Форму этого образа Лакан назовет «Идеал-Я», мой идеал – вне меня.

Появление идеального Я у ребенка на «стадии зеркала» закладывает необходимый фундамент для последующего развития своих психических возможностей. Идентифицируясь со своим гештальтом,  у человека глубоко укореняется этот  идеальный образ, бессознательный, как якорек держащий наше  Я в устойчивом непоколебимом состоянии и одновременно он становится недостижимым идеалом. Ф.Дольто описывает  этот этап, как переход от состояния«быть» к состоянию «казаться», происходит иллюзия синтеза своего телесного образа, который был фрагментирован. Бессознательный образ тела – архив, содержащий непрерывное континуальное ощущение «Я есть». Разрушение целостного образа приводит к внутренне раздробленному ощущению, частичному восприятию себя, возвращает в хаотическое состояние, которое предшествовало «стадии зеркала», что ведет за собой психический дисбаланс и разного рода патологии.

Лакан пишет, что с этого момента  ребенок, пройдя этап телесной сборки«первичной идентификации», может продолжить свой путь знакомства с окружающим его пространством, окунаясь в купель языка и  «вторично»идентифицируясь с другими людьми.

Зеркало – лишь гладкая, отражающая поверхность. Однако как важно человеку подтверждать свое присутствие и существование с помощью отражающих свойств зеркала, каждый раз встречаясь с собой в каком-то определенном образе, состоянии, настроении. Что в нем видит каждый, подходя в очередной раз, спросите у себя,  внутреннее зеркало подскажет.

 

Счетчик