Тел: +38 066 4001056  Email:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ребенок - отец взрослого

Автор: Dekalo в . Категория: Мои статьи

Фраза Фрейда «ребенок – отец взрослого» стала фундаментальной для понимания теоретической концепции психоанализа, она очень лаконично и в тоже время глубоко отображает суть психоаналитической парадигмы. Взрослый с необычайной легкостью пользуется своим исторически добытым детским багажом, под названием «бессознательное». Бессознательное помнит нас, в то время как мы, ни сном, ни духом, не подозреваем о существовании оного. Этот детский багажник передается нам в качестве семейного приданного, которым мы будем пользоваться в течении жизненного пути.

Именно исследовательский путь Фрейда помог раскрыть как наше прошлое влияет на настоящее и крадет у нас будущее; что психическая жизнь взрослого обусловлена детским опытом, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Это, в свою очередь, позволило последователям Фрейда развивать его теоретические концепции, дополнять своим опытом, изучать ранние этапы формирования психики, повернуться к ребенку как к субъекту, исследовать как вытесненные ранние травматические переживания отражаются на личной и социальной жизни взрослого.

В связи с этим, в данной статье хочется обратиться именно к детскому опыту, а именно к периодам индивидуального развития, эволюции либидо, прохождение которых имеет исключительный окрас. И в этом кроется невозможность как-то унифицировать психоаналитическую практику к определенным заключениям, выводам, положениям, так как ранний детский опыт – это то, что связано с формированием бессознательного, уникальный узор которого неповторим.

В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового периода динамика вновь усиливается и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. Каждая стадия развития в течение первых пяти лет жизни следует не хронологически, а как бы накладывается одна на другую и определяется особенностями реагирования определенных телесных зон.

По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности. Это связано с фиксациями на ранних стадиях психосексуального развития, бессознательными процессами, которые связаны с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также с регрессией, сосредоточением внимания на травме, психическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека. Либидо, пишет Фрейд, совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище. И именно эволюция либидо дает возможность понять основы дальнейшего поведения человека, его трудности, переживания, конфликты, страдания.

Франсуаза Дольто исследовала развитие индивидуума с помощью аффективного критерия, поведение субъекта по отношению к объектам его любви.

Оральная стадия – это фаза организации либидо от рождения до отлучения от груди, первичной для нее является ротовая эрогенная зона. Оральная стадия в своей пассивной форме: младенец получает аутоэротическое удовольствие от сосания, независимо от необходимости питания. Материнская грудь – первый объект сексуального влечения. Мать ассоциируется для ребенка с ощущениями удовольствия (купание, туалет, укачивание), становясь в последствии объектом любви-привязанности. И модели этого отношения любви-привязанности будет следовать установка относительно внешнего мира.

Ребенок идентифицирует себя с матерью в соответствии с первым типом отношения, который будет существовать всю жизнь. Параллельно этому процессу, ребенок входит в активный оральный период (появление зубов, кусание, жевание). Укус -  проявление первого агрессивного влечения, и способ, каким оно будет позволено или нет объектом любви, будет зависеть научение родному языку.

Преобладание частичных оральных составляющих создаст ораторов, певцов, курильщиков, пьяниц, «больших едоков», токсикоманов. Именно к оральной стадии относится формирование эгоистических характеров захватнического типа, где субъект ищет в своей генитальной жизни любви в соответствии со способом орального объектного отношения.

Анальная стадия – от 1 до 3 лет. Не сводя полностью ротовую эрогенную зону, значимость придается анальной зоне. Анальная фаза инфантильного развития оказывается полем столкновения двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие и необходимость выработки определенной тактики и стратегии поведения, связанного с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия; его восприятия ценности продуктов дефекации, мочеиспускания и процессов социализации, под воздействием которых эти продукты вызывают брезгливость, чувство отвращения. Фрейд пишет: «Здесь он вынужден прежде всего обменять удовольствие на социальное достоинство». В результате столкновения между собой противоположных установок у ребенка могут возникнуть различного рода страхи, связанные с неспособностью осуществления контроля над дефекацией и мочеиспусканием (особенно во время сна), осуждением со стороны взрослых и возможным наказанием за «недостойное поведение». На этой почве у ребенка возникают внутрипсихические конфликты, разрешение которых может сопровождаться проявлением садомазохистических тенденций, агрессивных импульсов, вспышек гнева, неожиданной замкнутости, вызванной к жизни чувством стыда.

Овладение дисциплиной сфинктера ребенок открывает также понятие своей власти, своей принадлежащей ему чистоты: его стул, который он дает или нет. Аутоэротической власти над своим транзитом, аффективной властью над матерью, которую он может вознаградить или нет. И это «подарок», который он сделает, будет подобен всем другим «подаркам», которые «делают» – деньгам, каким-либо предметам, - которые становятся ценными по обусловленной причине.

К анальной стадии относится формирование характеров сознательных, сдержанных, аккуратных, серьезных, у других обнаружатся характеры упрямцев, ворчунов, упертых, тщательный порядок которых делает невыносимыми для окружения. Интерес к фекалиям может быть сублимирован у художников, скульпторов, любителей украшений, коллекционеров и всех тех, кого банк или операции с деньгами интересуют априори.

Фаллической фазой называют ту фазу либиднозного развития, которая простирается примерно от третьего года жизни до пятого, перекрываясь предшествующей анальной фазой. В центре интересов детей обоих полов в этой фазе находится пенис. Фрейд обращал внимание на то, что это период особенно активной инфантильной мастурбации. Вытеснение воспоминаний об этом и особенно вытеснение сопровождающих мастурбацию эдипальных фантазий имеет особое значение для формирования сферы Сверх-Я и позволяет осуществить переход в латентный период.

Фаллическая фаза характеризуется психологическим разделением на тех, кто имеет фаллос, и тех, у кого его нет. Отсутствие пениса у женщин воспринимается как следствие кастрации, что наделяет мальчиков страхами кастрации. Чтобы избежать угрожающей кастрации, проводимой отцом, мальчик отказывается от своих агрессивных, эдипальных чувств соперничества, и с готовностью подчиняется воле отца: развивается негативный эдипов комплекс. Позитивный эдипов комплекс у мальчика характеризуется амбивалентной установкой к отцу, когда он одновременно любит и ненавидит его, и только нежным отношением к матери. Негативный эдипов комплекс у мальчика связан с проявлением свойственной девочки нежности к отцу и ревнивой враждебности по отношению к матери. А у девочек обнаружение отсутствия пениса вызывает зависть к пенису, виновная в этом мать враждебно отвергается из-за причинённого ею ущерба, из-за того, что она не постаралась наделить девочку пенисом. Любовь обращается на отца, который по меньшей мере может предложить хотя бы символический эквивалент.

В этот период ребенок пытается  разрешить множество важных для себя вопросов: «что делают эти двое взрослых вместе?»; «откуда берутся дети?»; «какая разница между девочкой и мальчиком?»; «разве все то, что живет, может умереть?» и «почему?»; « а чему это служит?» и т.д.

Желание, полагала Дольто, порождает честолюбие, желание восполнить свою неполноценность обходным путем через практическое использование своих знаний. Это исходная аффективная база для все большего интереса, с которым ребенок будет учиться, узнавать, и оценивания им «Знания».

Фаза латентности используется для приобретений знаний, необходимых для борьбы за жизнь во всех планах. Способности к сублимации постепенно входят в действие.

В этот период сексуальные переживания детских лет не находят своего истинного применения, так как функция продолжения рода появляется позднее. Вместе с тем исходящая из эрогенных зон инфантильная сексуальность вызывает такие реактивные образования, которые создают своего рода плотины для подавления неприятных чувств таких как отвращение, стыд, мораль. Время от времени не поддавшаяся сублимированию часть инфантильной сексуальности может сохранить свою деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. В этом случае, как замечал Фрейд, воспитатели «преследуют все сексуальные проявления ребенка как «пороки», не будучи в состоянии ничего предпринять против них».

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер присущ человеку зрелому и ответственному в социально-сексуальных отношениях, этот тип личности считается наиболее сформированным в психоаналитической теории, можно сказать идеальным, к которому нужно стремиться, но который в полной мере практически недостижим. Фрейд писал о том, что для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, физический комфорт, безопасность – по существу, все паттерны удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Таким образом, подытоживая описанные стадии психосексуального развития, можно сделать выводы о том, что ребенок проходит непростой уникальный путь формирования своего внутреннего мира, можно назвать это процессом субъективации. Фиксация, в данном случае, предстает как направленное развитие либидо, как способ записи некоторых содержаний (опыт, образы, фантазии), в неизменной форме присутствующих в бессознательном и служащих опорой влечениям.

 Недостаток внимания или гиперопека на оральной стадии, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

Франсуаза Дольто обращала внимание на то, что представление о роли жизни либидо – «есть дрожжи адаптации индивида к обществу». Зная об особенностях стадий развития и становления психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

 

Счетчик